Перевод нежилого помещения в жилое — пошаговое руководство

 

perevod_pomtshenia

Для того, чтобы перевести нежилое помещение в жилое, нужно пройти следующие этапы:

  1. Подготовка проекта.
  2. Подготовка бумаг.
  3. Решения вопроса с межведомственной комиссией.
  4. Осуществление перепланировки и переоборудования.
  5. Выдача бумаг в БТИ.
  6. Регистрация права владения жилплощадью.

Рассмотрим каждый более детально.

Пошаговая инструкция

Подготовка проекта

Практически в 100% случаев коммерческое помещение перед тем, как получить статус жилого, должно подвергнуться перепланировке.

Это, прежде всего, касается того, что внутреннее устройство апартаментов, предназначенных для ведения в них какой-либо деятельности, сильно отличается с внутренней обстановкой жилой квартиры. Для того, чтобы в помещении можно было жить, его необходимо переоборудовать.

При несложной перепланировке достаточно будет наличия простого эскиза. Его можно создать самостоятельно, воспользовавшись планом жилого помещения.

Если есть нужда в сложном переоборудовании, есть необходимость в обращении к специалистам из проектно-строительной фирмы с нужным допуском.

Сбор бумаг

Чтобы изменить категорию помещения, необходимо подать обращение в межведомственную комиссию, которая работает при местном муниципальном органе, несущем ответственность за жилищный фонд.

Перед обращением нужно собрать комплект документации, которые и станут основанием для принятия решения:

  • план по этажам и экспликация (БТИ);
  • кадастровый документ (БТИ);
  • технический план (БТИ);
  • бумага, подтверждающая право на владение данным объектом;
  • соглашение основания;
  • перепланировочный проект объекта, который был создан сотрудниками фирмы, имеющей лицензию;
  • паспорта всех, в чьей собственности находится объект;
  • доверенность, оформленная нотариусом, а также документ, удостоверяющий личность поверенного;
  • учредительная документация фирмы (в том случае, если собственник – юридическое лицо).

Подача документов

Далее, настает время обращения  в межведомственную комиссию, занимающуюся вопросами изменения категории недвижимых объектов.

Придя туда, каждый из собственников должен будет составить заявление в двух экземплярах с просьбой о переводе помещения из нежилого в жилое. К нему необходимо приложить все бумаги, названные выше.

Подать документы можно и в МФЦ, но необходимо убедиться в том, что сотрудники именно этого отделения осуществляют подобную деятельность.

После того, как заявка будет подана, вы получите расписку о ее приеме. Решение о смене категории жилья будет принято по истечении 45 дней. Если оно окажется положительным, вы получите на руки соответствующий протокол, который и будет являться официальным согласием на смену категории объекта.

Если был получен отказ, в уведомлении должна быть указана и его причина. Без нее бумага недействительна. Отказ можно обжаловать в судебном порядке в течение 3х месяцев.

Что следует делать дальше?

Если нежилой объект нуждается в переустройстве, им нужно заниматься только после получения разрешения от муниципалитета. Не имеет смысла начинать перепланировку раньше: даже если проект был создан настоящими профессионалами, отказ все равно возможен.

После того, как все работы будут окончены, следует пройти обязательную процедуру приемки работ. Информация о завершении перепланировки предоставляется в муниципалитет, после чего ожидается приемочная комиссия, состоящая из представителей государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора, осуществляющих проверку объекта на соответствие должным требованиям.

После проверки будет составлен акт, подтверждающий соответствие помещения всем законодательным нормам. Если при переустройстве были допущены значительные нарушения, составляется предписание с указанием недостатков и предоставлением определенного времени на их исправление.

Оформление технического плана

После следует обращение в БТИ, где на основании проекта, полученного акта и документов, свидетельствующих о праве собственности на объект вам разработают новые технические документы помещения, почти превращенного в жилое.

Подается заявление и оплачивается государственная пошлина за такие бумаги:

  • план по этажам;
  • экспликация;
  • кадастровый паспорт;
  • технический план.

Бумаги будут готовы в течение 10 дней.

Внесение информации в ЕГРН и предоставление выписки

Финальный шаг – поход в Росреестр для того, чтобы там вам выдали свидетельство о праве владения жилой недвижимостью.

Каждый из собственников должен составить заявление по определенной форме с приложенным набором бумаг:

  • паспорта граждан России;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию прав владения имуществом;
  • соглашения основания;
  • протокол, предоставленный межведомственной комиссией;
  • кадастровый паспорт;
  • технический план;
  • план по этажам, экспликация;
  • кадастровый документ объекта;
  • учредительная документация;
  • квитанция об оплате государственной пошлины за перерегистрацию прав владения.

Сроки перевода

Вся документация будет обработана в продолжение 10 дней, после чего вы получите свидетельство о собственных зарегистрированных правах. В данном документе содержится и новая категория объекта. Этот этап является заключительным в процессе перевода нежилой недвижимости в категорию жилой.

Затраты

Основной вопрос, который интересует хозяина недвижимого объекта – стоимость смены его категории. Точная сумма здесь названа не будет, ведь она является индивидуальной для каждого случая.

Сказать следует вот о чем:

  1. Изменение категории помещения не требует уплаты суммы, являющейся разницей в стоимости, потому что чаще всего коммерческие объекты стоят дороже жилых. При изменении статуса помещения кадастровая стоимость не возрастает, поэтому не нужна и доплата.
  2. Однако, в большом количестве случаев, для перевода необходимо переоборудование, также стоящее денег. Именно оно и становится той «ямой», в которую уходит большая часть финансов.

Кроме того, нежно знать о следующих затратах:

  • создание перепланировочного проекта;
  • кадастровый паспорт и технический план – около 1000 рублей;
  • план по этажам с экспликацией – до 1500 рублей;
  • государственная пошлина за перерегистрацию – физическими лицами 350 рублей, юридическим – 1000 рублей;
  • траты на обслуживание нотариусом – до 1000 рублей.

Когда необходим и для чего?

Существует лишь небольшая практика официального превращения всяческих бывших офисов и складских помещений в квартиры, а все из-за того, что к этому процессу предъявляются довольно суровые требования.

Отдельный вопрос – перевод в категорию жилых так называемых апартаментов, то есть помещения, комфортных для проживания, но по бумагам являющихся нежилыми. Виной всему чрезмерная расчетливость.

Для того, чтобы возвести нежилые помещения, не нужно уделять много внимания плотности застройки и тому подобным требованиям. Сначала апартаменты задумывались частью бизнес-зданий. Их минус – тут невозможно зарегистрироваться, причем ни временно, ни постоянно.

Если хозяин данного помещения имеет другую квартиру для проживания, его этот вопрос совершенно не волнует. А вот покупатели из других городов желают не только проживать в апартаментах, но и получить регистрацию. Тут и появляется необходимость перевода помещения в жилищный фонд.

Каким условиям должно соответствовать помещение?

Для того чтобы у помещения сменился статус, необходимо следующее:

  1. Оно должно быть целиком изолировано, отделено глухими перегородками от других помещений.
  2. Должно находиться в зонированной территории для проживания с наличием технически развитой инфраструктуры.
  3. Несущие конструкции не могут быть деформированными, на них не должно быть трещин. Эксплуатационное состояние должно быть соответствующим.
  4. Коммуникационное устройство должно полностью исключать риск получения жильцами травм как в помещении, так и на прилегающей территории (параметры лестничных пролетов, высота потолков, размеры окон и дверей и так далее).
  5. В помещении должны быть все обязательные инженерные сети – вентиляционные, канализационные, водо- и теплоснабдительные и прочие. Все это должно соответствовать санитарным нормам.
  6. Потенциальное жилье должно быть защищено от протечек, возможных при использовании специальных устройств. Недопустимо также проникновение в помещение талой и дождевой воды.

Если помещение не соответствует всем параметрам, названным выше, возможность переведения его в категорию жилых исключена.

Помимо того, существуют и дополнительные факторы, становящиеся преградой для смены категории:

  • конструкция помещения в общем абсолютно не пригодна для превращения его в жилье;
  • оно находится в залоге, арестовано или же представляет сбой объекта спора;

Какие помещения не получится перевести в категорию жилых?

  1. Не собственник объекта не может подавать заявление о смене его категории.
  2. Нельзя изменить статус, если помещения находится в залоге или обременено арендным соглашением.
  3. Нельзя переводить объекты, находящиеся выше первого этажа многоэтажного здания (так можно делать только тогда, когда помещения, расположенные ниже, являются нежилыми).

Нюансы перевода недвижимых объектов

В товариществе садоводов

Данная задача не является простой. Случается, что данный дом абсолютно комфортен для проживания в нем, однако, жилым его все равно не признают. Дело в том, что у подобных домов нет одной важной детали, которая обязательно должна иметься для того, чтобы сменить категорию – данные постройки не находятся на территории жилой застройки.

Единственная возможность перевода в данном случае – решение проблемы через суд. Однако и там помещение могут признать жилым только в том случае, если оно располагается на земле, предназначенной для индивидуального жилищного строительства.

Комната в общежитии

Чтобы сделать жилой комнату в общежитии, необходимы бумаги из общего перечня, а также, как и с квартирой, согласие всех людей, проживающих в общежитии, на перевод и переоборудование помещения. Если будет получен отказ, дело всегда можно обжаловать.

Понравилась статья?
Загрузка...

Была ли эта статья полезна?

Да / Нет

Задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут

Оставить комментарий

очиститьОтправить