Оформление арендованного земельного участка в собственность

Вне зависимости от того, принадлежит земельный участок государственным органом, муниципалитету или физическому лицу, собственник имеет права сдавать его в аренду. Действующее законодательство предусматривает возможность выкупа земли арендатором, если подобные нюансы были оговорены сторонами при оформлении соглашения. Существуют различные варианты проведения таких сделок, основные способы, которые практикуются на сегодняшний день, рассматриваются в предлагаемой статье.

zemelnij_ychastok

Варианты получения земли

Существует два основных способа получения в собственность земли, которая раньше находилась в аренде:

  1. По истечении договора аренда приобрести участок у текущего собственника, если подобная возможность была зафиксирована в погашении. При этом арендатор наделяется приоритетным правом выкупа, но только в том случае, если земля принадлежала государству или муниципалитету: на физических лиц данное правило не распространяется. В случаях, когда арендодателя создает препятствия, мешающие реализации сделки, вопрос можно решить в судебном порядке.
  2. Приобретение в административном порядке путем проведения торгов или аукциона.

Оформление земли, полученной по договору аренды

Платное и бесплатное оформление

Землю, находившуюся в аренде, можно бесплатно оформить в собственность в следующих основных случаях:

  1. Осуществление оформления земель сельскохозяйственного назначения, если они используются по своему целевому назначению и арендатор может документально подтвердить данный факт.
  2. Осуществление оформления земель, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, если законодательство позволяет получить такой участок на безвозмездных основаниях.
  3. Льготные категории лиц, которым данное право предоставляет действующее законодательство.
  4. Некоторые категории юридических лиц, решение принимается в индивидуальном порядке.

Во всех остальных ситуациях процедура является платной и арендодатель должен выкупить участок у текущего владельца.

Пакет документов

Необходимо предварительно заняться подготовкой необходимого пакета документов, поскольку это в значительной степени сократит сроки оформления.

Для осуществления процедуры потребуется:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Чек, свидетельствующий об уплате государственной пошлины за оформление земли в собственность.
  3. Договор аренды или иной документ, подтверждающий наличия права на выкуп земельного участка.
  4. Заявление.
  5. Полный комплект кадастровой документации на участок.
  6. Кадастровая документация на все здания, находящиеся на участке.
  7. Постановление уполномоченного представителя государственного органа или местной администрации, если арендодателем являлось не физическое лицо, а государство или муниципалитет.

Порядок действий

Подробный алгоритм действий для оформления земельного участка в собственность по договору аренды приведен ниже:

  1. При наличии жилых построек на земельном участке потребуется первоначально оформить кадастровую документацию для них, для этого нужно составить заявку, после чего здания будут осмотрены комиссией. При наличии хозяйственных и иных нежилых построек визит комиссии не требуется, достаточно просто будет представить их фотографии в Кадастровую палату.
  2. Все жилые постройки должны быть оформлены в собственность еще до выкупа земли, поскольку это автоматически определит арендатора в льготную категорию.
  3. Составить заявление, в котором будет выражено желание воспользоваться правом выкупа участка, после чего направить его главе местной администрации. Если описанная последовательность этапов была сохранена, то принадлежность к льготной категории позволяет избежать обязательного проведения аукционных торгов.
  4. Составить и подписать договор купли-продажи недвижимости.
  5. Заплатить оговоренную денежную сумму с учетом всех условий, которые были зафиксированы в договоре.

Сроки

При наличии всех необходимых документов срок оформления земельного участка из аренды в собственность занимает не более одного календарного месяца. Именно такое время отводится действующим законодательством для осуществления всех процедур. Однако при отсутствии каких-либо документов срок может быть продлен до 2 месяцев, дольше всего оформляются кадастровые планы и паспорта, этом может занять от 1 до 4 недель. В большинстве случаев, если земля раньше оформлялась в аренду, то проблем с определением границ не возникает. Но иногда требуется проведение межевания, из-за этого оформление собственности может занять до полугода.

Упрощенное оформление земли по дачной амнистии

Требования

Участие в программе дачной амнистии подразумевает оформление земли в собственность по упрощенной схеме.

Однако для этого должны быть учтены и соблюдены следующие требования:

  1. Земля должна быть получена в бессрочную аренду или пожизненное пользование в период до 30.10.2001.
  2. Участок входит в состав садоводческого товарищества или дачного кооператива и используется для ведения частного хозяйства.
  3. Участок предназначен для индивидуального строительства жилых построек, а также небольших бытовых или хозяйственных строений, для возведения которых не требуется получения специального разрешения от государственных органов в соответствии с градостроительным законодательством.
  4. Участок был взят в аренду у юридического лица, осуществляющего свою профильную деятельность на территории дачного кооператива или садоводческого товарищества.
  5. Расположение участка на землях, оформление в собственность которых не противоречит действующему законодательству.

Заявление

При оформлении участка в собственность по упрощенной схеме требуется обязательно приложить к пакету документов заполненную декларацию, а также ее ксерокопию.

Данный документ включает в себя следующую информацию:

  1. Месторасположение и название земельного участка.
  2. Список возведенных построек и их целевое назначение.
  3. Подробные сведения об имеющихся постройках, которые включают в себя площадь; год возведения; количество этажей; виды строительных материалов, задействованных в процессе возведения.
  4. Кадастровый номер.
  5. Сведения обо всех инженерных коммуникациях.
  6. Сведения о владельце.
Скачать и знакомиться с образцом декларации можно при переходе по этой ссылке.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по упрощенной схеме необходимо уметь всю кадастровую документацию, в которой отображена площадь участка и сведения о его границах; свидетельство об уплате полагающейся государственной пошлины и любой документов, подтверждающий возможность участия заявителя в данной программе.

В качестве такого подтверждающего документа может выступать:

  1. Свидетельство о передаче участка в пожизненное использование с сохранением права оформления его в качестве наследства.
  2. Свидетельство о передаче участка в бессрочную аренду.
  3. Свидетельство, подтверждающее, что заявитель состоит в кооперативе или товариществе садоводческого или дачного типа.
  4. Книжка садовода.
  5. Выписка, сделанная из похозяйственной документации.

Порядок действий

Сама процедура оформления по упрощенной схеме выглядит следующим образом:

  1. Передача в Регистрационную палату собранного пакета документов и заполненной декларации. Альтернативным вариантом является обращение в многофункциональный центр.
  2. Оплата государственной пошлины, ее размеры зависят от количества построек на оформляемом участке: за каждое здание необходимо заплатить 1000 рублей. Для этого выдается квитанция, оплатить ее можно непосредственно в МФЦ или Регистрационной палате.
  3. Регистратор или сотрудник МФЦ выдаст заполненное заявление после проверки пакета документов, заявитель должен поставить в нем свою подпись.
  4. Получение от регистратора или сотрудника МФЦ расписки о принятии пакета документов. В ней также должна стоять дата и время повторного визита.
  5. В указанный день повторно явиться в МФЦ или Регистрационную палату, после предъявления документа, удостоверяющего личность, будет возвращен пакет документов и выдана выписка из ЕГРП, в которой содержится обновленная информация о собственнике земли.

Получение и оформление земли на аукционе

Проведение аукциона

В ряде случаев законодательство предусматривает обязательную необходимость проведения аукционных торгов. Их предметом становится объем денежной суммы, а победителем признается один из участников, предложивший наибольшую ставку. Инициаторов проведения подобного мероприятия может являться физическое лицо, но в соответствии с земельным и градостроительным законодательством на торги выставляются исключительно сформированные участки на территории населенных пунктов или земли, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Исключением являются участки в Москве, Севастополе или Санкт-Петербурге: в соответствии с последними поправками запрещено выделять участки на данных территориях. В большинстве случаев инициатором являются не физические лица, а местная администрация или государственные органы.

В таком случае аукционные торги проходят по следующей схеме:

  1. Уполномоченный представитель местной администрации выражает инициативу проведения торгов и становится их основным организатором.
  2. Происходит определения срока заключения соглашение, а также определение начальной ставки.
  3. Происходит определение места для аукциона, его формы, а также срока, на протяжении которого все желающие могут подавать заявки об участии.
  4. Местная администрация должна установить основные правила и условия внесения задатков, а также их возврата.
  5. Сведения о предстоящих торгах размещаются на официальных ресурсах информационно-справочного характера. Это должно быть реализовано не менее чем за один календарный месяц до старта аукциона.

Пакет документов

Каждый участник должен подать заявку не менее чем за 5 календарных дней до старта торгов.

Для этого необходимо иметь следующие документы:

  1. Паспорт гражданина РФ, а также его ксерокопия.
  2. Заявление об участии в мероприятии.
  3. Чек, свидетельствующий о внесении установленного задатка.

Порядок действий

Физическое лицо может самостоятельно организовать подобный аукцион на любой участок, который уже был поставлен на кадастровый учет, то есть в соответствии с законодательством является сформированным.

Порядок действий при этом будет выглядеть следующим образом:

  1. Первоначально необходимо получить сведения обо всех свободных земельных участках, которые находятся в собственности местной администрации или государства. Подобную заявку можно оформить при обращении в МФЦ.
  2. Заявка будет обработана через 5 дней, при этом потребуется заплатить государственную пошлину, размер которой составляет 200 рублей, если заявителем является физическое лицо.
  3. На основе полученных данных необходимо выбрать наиболее подходящий участок из доступных вариантов. Для этих целей можно воспользоваться официальным сайтом Росреестра, где сразу же будет получена и информация об имеющихся ограничениях и обременениях на разные земельные участки.
  4. Необходимо написать заявление на имя главы местной администрации, в нем излагается желание стать инициатором аукциона и указывается кадастровый номер земельного участка.
  5. Максимальный срок ожидания ответа составляет 2 месяца.
  6. После проведения аукциона его результаты фиксируются в протоколе, который составляется в двух экземплярах.
  7. В финальном документе должен быть проставлены подписи как организатора, так и победителя торгов.
  8. Задатки, внесенные другими участниками аукциона, должны быть возвращены им в течение 3 дней.
  9. Далее со стандартной схеме происходит подписание договора и государственная регистрация права собственности.

Нюансы оформления арендованной земли под ИЖС

Каждый человек может арендовать земельный участок для осуществления индивидуального жилищного строительства.

Для этого требуется воспользоваться следующим алгоритмом действий:

  1. Обратиться в муниципалитет с просьбой предоставить план местности в масштабе 1:500. На основе него осуществляется предварительной выбор земли, на которой не имеется никаких построек.
  2. Заполнить заявление и передать его главе местной администрации, который в течение нескольких дней даст ответ о возможности оформления участка в аренду.
  3. Путем личного визита осуществляется еще одна проверка на предмет наличия объектов, которые способны воспрепятствовать проведению строительных работ.
  4. Заполнить и подать заявление о разрешении проведения строительных работ.

Оформление аренды по данной схеме подразумевает возможность последующего выкупа. Однако для этого участок должен быть использован в соответствии с целевым назначением, то есть на нем необходимо возвести жилую постройку. При этом следует учитывать, что землю, на которой находится недостроенное здание, невозможно оформить в собственность.

Понравилась статья? Рейтинг: 5,00 из 5, голосов: 2
Загрузка...

Была ли эта статья полезна?

Да / Нет

Задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут

Комментарии (4)
  1. Роман

    А если необходимо проводить межевание земельного участка, то нужно будет ещё получать согласие соседей — собственников земли. И не забывайте, что если проиграете тоги, то часть суммы, потраченной вами за межевание вам должны будут вернуть победители торгов.

  2. Артем Юрьевич

    Если земельный участок был оформлен в аренду под индивидуальное жилищное строительство, то в этом случае, чтобы перевести арендованную землю в частную собственность, действуют другие правила и законодательные нормы. Сначала нужно построить жилой дом. Далее нужно зарегистрировать право собственности на этот дом. Затем со свидетельством о регистрации нужно обратиться в администрацию, которая и переводит арендованную землю в собственность.

  3. Людмила

    Участок находится в аренде на 11 месяцев. В течение уже 5-ти лет данный договор пролонгируется пока мы платим аренду.. Хотим оформить участок в собственность, присоединив к уже имеющимся в собственности рядом участкам. Каков ход действий?

  4. Татьяна

    а если в аренде земля ЛПХ? надо строить?

Оставить комментарий

очиститьОтправить