Вне зависимости от того, принадлежит земельный участок государственным органом, муниципалитету или физическому лицу, собственник имеет права сдавать его в аренду. Действующее законодательство предусматривает возможность выкупа земли арендатором, если подобные нюансы были оговорены сторонами при оформлении соглашения.
Существуют различные варианты проведения таких сделок, основные способы, которые практикуются на сегодняшний день, рассматриваются в предлагаемой статье.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!
- Оформление земли, полученной по договору аренды ↓
- Платное и бесплатное оформление ↓
- Пакет документов ↓
- Порядок действий ↓
- Сроки ↓
- Упрощенное оформление земли по дачной амнистии ↓
- Требования ↓
- Заявление ↓
- Необходимые документы ↓
- Порядок действий ↓
- Получение и оформление земли на аукционе ↓
- Проведение аукциона ↓
- Пакет документов ↓
- Порядок действий ↓
- Нюансы оформления арендованной земли под ИЖС ↓
- Похожие статьи ↓
Как оформить в собственность арендованный земельный участок:
- По истечении договора аренда приобрести участок у текущего собственника, если подобная возможность была зафиксирована в погашении. При этом, арендатор наделяется приоритетным правом выкупа, но только в том случае, если земля принадлежала государству или муниципалитету: на физических лиц данное правило не распространяется. В случаях, когда арендодателя создает препятствия, мешающие реализации сделки, вопрос можно решить в судебном порядке.
- Приобретение в административном порядке путем проведения торгов или аукциона.
Оформление земли, полученной по договору аренды
Платное и бесплатное оформление
Землю, находившуюся в аренде, можно бесплатно оформить в собственность в следующих основных случаях:
- Осуществление оформления земель сельскохозяйственного назначения, если они используются по своему целевому назначению и арендатор может документально подтвердить данный факт.
- Осуществление оформления земель, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, если законодательство позволяет получить такой участок на безвозмездных основаниях.
- Льготные категории лиц, которым данное право предоставляет действующее законодательство.
- Некоторые категории юридических лиц, решение принимается в индивидуальном порядке.
Во всех остальных ситуациях процедура является платной и арендодатель должен выкупить участок у текущего владельца.
Пакет документов
Необходимо предварительно заняться подготовкой необходимого пакета документов, поскольку это в значительной степени сократит сроки оформления.
Для осуществления процедуры потребуется:
- Паспорт гражданина РФ.
- Чек, свидетельствующий об уплате государственной пошлины за оформление земли в собственность.
- Договор аренды или иной документ, подтверждающий наличия права на выкуп земельного участка.
- Заявление.
- Полный комплект кадастровой документации на участок.
- Кадастровая документация на все здания, находящиеся на участке.
- Постановление уполномоченного представителя государственного органа или местной администрации, если арендодателем являлось не физическое лицо, а государство или муниципалитет.
Порядок действий
Подробный алгоритм действий для оформления земельного участка в собственность по договору аренды приведен ниже:
- При наличии жилых построек на земельном участке потребуется первоначально оформить кадастровую документацию для них, для этого нужно составить заявку, после чего здания будут осмотрены комиссией. При наличии хозяйственных и иных нежилых построек визит комиссии не требуется, достаточно просто будет представить их фотографии в Кадастровую палату.
- Все жилые постройки должны быть оформлены в собственность еще до выкупа земли, поскольку это автоматически определит арендатора в льготную категорию.
- Составить заявление, в котором будет выражено желание воспользоваться правом выкупа участка, после чего направить его главе местной администрации. Если описанная последовательность этапов была сохранена, то принадлежность к льготной категории позволяет избежать обязательного проведения аукционных торгов.
- Составить и подписать договор купли-продажи недвижимости.
- Заплатить оговоренную денежную сумму с учетом всех условий, которые были зафиксированы в договоре.
Сроки
При наличии всех необходимых документов срок оформления земельного участка из аренды в собственность занимает не более одного календарного месяца. Именно такое время отводится действующим законодательством для осуществления всех процедур. Однако при отсутствии каких-либо документов срок может быть продлен до 2 месяцев, дольше всего оформляются кадастровые планы и паспорта, этом может занять от 1 до 4 недель. В большинстве случаев, если земля раньше оформлялась в аренду, то проблем с определением границ не возникает. Но иногда требуется проведение межевания, из-за этого оформление собственности может занять до полугода.
Упрощенное оформление земли по дачной амнистии
Требования
Участие в программе дачной амнистии подразумевает оформление земли в собственность по упрощенной схеме.
Однако для этого должны быть учтены и соблюдены следующие требования:
- Земля должна быть получена в бессрочную аренду или пожизненное пользование в период до 30.10.2001.
- Участок входит в состав садоводческого товарищества или дачного кооператива и используется для ведения частного хозяйства.
- Участок предназначен для индивидуального строительства жилых построек, а также небольших бытовых или хозяйственных строений, для возведения которых не требуется получения специального разрешения от государственных органов в соответствии с градостроительным законодательством.
- Участок был взят в аренду у юридического лица, осуществляющего свою профильную деятельность на территории дачного кооператива или садоводческого товарищества.
- Расположение участка на землях, оформление в собственность которых не противоречит действующему законодательству.
Заявление
При оформлении участка в собственность по упрощенной схеме требуется обязательно приложить к пакету документов заполненную декларацию, а также ее ксерокопию.
Данный документ включает в себя следующую информацию:
- Месторасположение и название земельного участка.
- Список возведенных построек и их целевое назначение.
- Подробные сведения об имеющихся постройках, которые включают в себя площадь; год возведения; количество этажей; виды строительных материалов, задействованных в процессе возведения.
- Кадастровый номер.
- Сведения обо всех инженерных коммуникациях.
- Сведения о владельце.
Необходимые документы
Для оформления земли в собственность по упрощенной схеме необходимо уметь всю кадастровую документацию, в которой отображена площадь участка и сведения о его границах; свидетельство об уплате полагающейся государственной пошлины и любой документов, подтверждающий возможность участия заявителя в данной программе.
В качестве такого подтверждающего документа может выступать:
- Свидетельство о передаче участка в пожизненное использование с сохранением права оформления его в качестве наследства.
- Свидетельство о передаче участка в бессрочную аренду.
- Свидетельство, подтверждающее, что заявитель состоит в кооперативе или товариществе садоводческого или дачного типа.
- Книжка садовода.
- Выписка, сделанная из похозяйственной документации.
Порядок действий
Сама процедура оформления по упрощенной схеме выглядит следующим образом:
- Передача в Регистрационную палату собранного пакета документов и заполненной декларации. Альтернативным вариантом является обращение в многофункциональный центр.
- Оплата государственной пошлины, ее размеры зависят от количества построек на оформляемом участке: за каждое здание необходимо заплатить 1000 рублей. Для этого выдается квитанция, оплатить ее можно непосредственно в МФЦ или Регистрационной палате.
- Регистратор или сотрудник МФЦ выдаст заполненное заявление после проверки пакета документов, заявитель должен поставить в нем свою подпись.
- Получение от регистратора или сотрудника МФЦ расписки о принятии пакета документов. В ней также должна стоять дата и время повторного визита.
- В указанный день повторно явиться в МФЦ или Регистрационную палату, после предъявления документа, удостоверяющего личность, будет возвращен пакет документов и выдана выписка из ЕГРП, в которой содержится обновленная информация о собственнике земли.
Получение и оформление земли на аукционе
Проведение аукциона
В ряде случаев законодательство предусматривает обязательную необходимость проведения аукционных торгов. Их предметом становится объем денежной суммы, а победителем признается один из участников, предложивший наибольшую ставку. Инициаторов проведения подобного мероприятия может являться физическое лицо, но в соответствии с земельным и градостроительным законодательством на торги выставляются исключительно сформированные участки на территории населенных пунктов или земли, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности.
В таком случае аукционные торги проходят по следующей схеме:
- Уполномоченный представитель местной администрации выражает инициативу проведения торгов и становится их основным организатором.
- Происходит определения срока заключения соглашение, а также определение начальной ставки.
- Происходит определение места для аукциона, его формы, а также срока, на протяжении которого все желающие могут подавать заявки об участии.
- Местная администрация должна установить основные правила и условия внесения задатков, а также их возврата.
- Сведения о предстоящих торгах размещаются на официальных ресурсах информационно-справочного характера. Это должно быть реализовано не менее чем за один календарный месяц до старта аукциона.
Пакет документов
Каждый участник должен подать заявку не менее чем за 5 календарных дней до старта торгов.
Для этого необходимо иметь следующие документы:
- Паспорт гражданина РФ, а также его ксерокопия.
- Заявление об участии в мероприятии.
- Чек, свидетельствующий о внесении установленного задатка.
Порядок действий
Физическое лицо может самостоятельно организовать подобный аукцион на любой участок, который уже был поставлен на кадастровый учет, то есть в соответствии с законодательством является сформированным.
Порядок действий при этом будет выглядеть следующим образом:
- Первоначально необходимо получить сведения обо всех свободных земельных участках, которые находятся в собственности местной администрации или государства. Подобную заявку можно оформить при обращении в МФЦ.
- Заявка будет обработана через 5 дней, при этом потребуется заплатить государственную пошлину, размер которой составляет 200 рублей, если заявителем является физическое лицо.
- На основе полученных данных необходимо выбрать наиболее подходящий участок из доступных вариантов. Для этих целей можно воспользоваться официальным сайтом Росреестра, где сразу же будет получена и информация об имеющихся ограничениях и обременениях на разные земельные участки.
- Необходимо написать заявление на имя главы местной администрации, в нем излагается желание стать инициатором аукциона и указывается кадастровый номер земельного участка.
- Максимальный срок ожидания ответа составляет 2 месяца.
- После проведения аукциона его результаты фиксируются в протоколе, который составляется в двух экземплярах.
- В финальном документе должен быть проставлены подписи как организатора, так и победителя торгов.
- Задатки, внесенные другими участниками аукциона, должны быть возвращены им в течение 3 дней.
- Далее, по стандартной схеме происходит подписание договора и государственная регистрация права собственности.
Нюансы оформления арендованной земли под ИЖС
Каждый человек может арендовать земельный участок для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Для этого требуется воспользоваться следующим алгоритмом действий:
- Обратиться в муниципалитет с просьбой предоставить план местности в масштабе 1:500. На основе него осуществляется предварительной выбор земли, на которой не имеется никаких построек.
- Заполнить заявление и передать его главе местной администрации, который в течение нескольких дней даст ответ о возможности оформления участка в аренду.
- Путем личного визита осуществляется еще одна проверка на предмет наличия объектов, которые способны воспрепятствовать проведению строительных работ.
- Заполнить и подать заявление о разрешении проведения строительных работ.
Оформление аренды по данной схеме подразумевает возможность последующего выкупа. Однако для этого участок должен быть использован в соответствии с целевым назначением, то есть на нем необходимо возвести жилую постройку. При этом следует учитывать, что землю, на которой находится недостроенное здание, невозможно оформить в собственность.
А если необходимо проводить межевание земельного участка, то нужно будет ещё получать согласие соседей – собственников земли. И не забывайте, что если проиграете тоги, то часть суммы, потраченной вами за межевание вам должны будут вернуть победители торгов.
Если земельный участок был оформлен в аренду под индивидуальное жилищное строительство, то в этом случае, чтобы перевести арендованную землю в частную собственность, действуют другие правила и законодательные нормы. Сначала нужно построить жилой дом. Далее нужно зарегистрировать право собственности на этот дом. Затем со свидетельством о регистрации нужно обратиться в администрацию, которая и переводит арендованную землю в собственность.
Участок находится в аренде на 11 месяцев. В течение уже 5-ти лет данный договор пролонгируется пока мы платим аренду.. Хотим оформить участок в собственность, присоединив к уже имеющимся в собственности рядом участкам. Каков ход действий?
а если в аренде земля ЛПХ? надо строить?