Гаражи, предоставленные гражданам в пользование муниципалитетом, изначально не являются их собственностью, даже если они были возведены на личные средства. Ведь земля государственная, а значит, все что на ней – принадлежит государству.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!
- Что делать, если нет документов на гараж? ↓
- Обязательно ли оформлять гараж? ↓
- Риски, связанные с неоформленным гаражом ↓
- Оформление гаража на личном участке ↓
- В ГСК ↓
- Самовольно построенный гараж ↓
- Нюансы оформления самовольно построенного гаража ↓
- Затраты на оформление ↓
- Обращение в суд для признания гаража собственным ↓
- Что подготовить? ↓
- Документы для обращения в суд ↓
- Исковое заявление ↓
- Похожие статьи ↓
Что делать, если нет документов на гараж?
Любое строение, неоформленное в собственность, нужно постараться как можно скорее приватизировать, так как опасность заключается не только в том, что власти могут в любой момент его отобрать, но и в невозможности совершать с ним какие-либо серьезные действия, например, делать капитальный ремонт или перепланировку, сдавать в аренду, продавать и оставлять в наследство.
Право распоряжаться имуществом есть только у собственника, а им является муниципалитет. Поэтому если, скажем, после смерти отца сыну понадобится гараж, ему придется добиваться права пользования у органов местного самоуправления, так как передавать неоформленную недвижимость по завещанию нельзя.
Если у правительства на эту землю будут планы, сын гараж скорее всего не получит.
Процедуры приватизации отдельно-стоящего строения и находящегося в кооперативе, сильно различаются. В первом случае она проходит намного проще и быстрее, тогда как оформление гаража, являющегося частью товарищества может надолго затянуться.
Обязательно ли оформлять гараж?
Закон не обязывает этого делать, поскольку формально земля под гаражом сдается в бессрочное пользование, которое де-юро является бесплатной вечной арендой, а по сути – не более чем жест доброй воли. Дело в том, что муниципалитет не был обязан предоставлять гражданам место для гаражей, но правительство пошло на это, чтобы людям было удобнее добираться до работы.
Сейчас же упор делается на извлечения прибыли, и государство начинает потихоньку возвращать себе свои земли. Типичным примером можно назвать повальный снос “ракушек” в Москве в 2008-ом, когда после “охоты” на неприватизированные гаражи во всем мегаполисе их остались считанные единицы.
Риски, связанные с неоформленным гаражом
Любая муниципальная недвижимость всегда предполагает риск того, что государство может потребовать ее назад в самый неожиданный момент. Как-либо оспорить такое требование невозможно, если строение не приватизировано, поэтому, когда людей в буквальном смысле оставляли “без колес”, никто не мог ничего сделать и все, кого это коснулось, смиренно пересели на общественный транспорт.
Москвичи не были готовы к такому повороту событий, потому что большинство не ожидало от государства этого решения, и первая волна приватизации гаражей в России началась именно после событий 2008-го.
Оформление гаража на личном участке
Личным считается участок, не граничащий с другими подобными земельными наделами и не содержащий зданий, имеющих общий фундамент, основание или стены со зданиями других участков.
При этом, следует понимать, что гараж, построенный на собственной земле, например, на даче, не требует регистрации, поскольку относится к хозяйственным постройками и поэтому к нему могут быть применены только правила пожарно-санитарной безопасности.
Постройка, расположенная на такой территории приватизируется в 2 этапа:
- Первым делом оформляется сам гараж. Для этого нужно подать заявление в Бюро технической инвентаризации с просьбой завести на строение техпаспорт, без которого приватизация невозможна. Эта услуга не бесплатна и в крупных городах за средний гараж придется отдать от 5 до 10 тысяч рублей. Инженеры кадастровой палаты приходят на участок, проводят измерения и через месяц предоставляю документы;
- После разработки техпаспорта нужно приватизировать землю под гаражом. Для этого пишется заявление в отделение ЕГРП, в результате чего, через 10 дней хозяин гаража становится его полноправным собственником.
В ГСК
Строение, являющееся частью кооператива, не может быть оформлено до тех пор, пока не приватизирован весь участок. Законы таковы, что по договору социального найма арендатором выступает товарищество, а не отдельно взятый человек, поэтому подавать заявление тоже может только товарищество.
Таким образом каждый его член, без исключения, должен выразить свою волю стать собственником участка и поставить свою подпись, что бывает сделать очень сложно.
Обычно, в любом гаражном кооперативе обязательно находится один или два “товарища”, которым все равно и они не хотят принимать участие “ни в чем таком”. Их приходится либо уговаривать, либо давать им “donation” – компенсацию, которая может состоять из денег или из ящика алкогольной продукции.
Алгоритм приватизации в этом случае такой же, как и в предыдущем: сначала приватизируется гаражный кооператив, затем земля. Однако, оформленный участок все еще продолжает принадлежать товариществу, поэтому его члены во главе с председателем подписывают соглашение о выходе из ГСК.
Самовольно построенный гараж
Любое незаконное строение подлежит сносу, причем за счет того, кто ее построил. При этом границы понятия “самовольно построенный” очень широкие и нечеткие. Вообще под это определение может подпадать, все, что не приватизировано: ларьки с шаурмой, цветочные и газетные киоски, гаражи и даже муниципальное жилье.
И не имеет значения, был ли заключен договор социального найма с государством или человек просто ни с того ни с сего что-то построил на городской земле – для правительства и то и то является незаконным.
Все дело в том, мешает ли самовольно построенное здание муниципальным властям или нет – от этого зависит, как скоро они за него возьмутся. Иногда термин “самовольная постройка” понимают в узком смысле, как строение, которое в принципе не должно было существовать, но кто-то построил его без ведома государства.
Нюансы оформления самовольно построенного гаража
Если гараж построен на неотведенном для этого месте, которое никогда не выдавалось в частное пользование, он подпадает под закон о самовольном строительстве, который предусматривает незамедлительный снос здания за счет его строителя.
Органы местного самоуправления имеют право дать такое распоряжение в любой момент, никого об этом не уведомляя, нарушителю лишь придет счет за снос, который он должен будет оплатить в положенный срок. Однако в государство позволило узаконивать самовольные строения, если они не мешают муниципальным властям, но только в судебном порядке.
Затраты на оформление
В настоящий момент в России действует закон под названием “Дачная амнистия”, который значительно упрощает процесс приватизации, делая ее бесплатной. Кроме того у представителей власти нет возможности отказать и если раньше, до 2007-го года они могли дать гражданину, пожелавшему оформить свою недвижимость, отрицательный ответ, то сейчас они этого делать не имеют права.
Дачная амнистия неоднократно продлевалась, а с 2017-го года была объявлена бессрочной. Таким образом платить за имущество, как было при старой схеме приватизации, когда граждане буквально выкупали свои дома, дачи и гаражи у государства, теперь не нужно.
Однако, расходы все равно имеют место: платить нужно за кадастровые измерения, составление техпаспорта и стандартную государственную пошлину:
- Стоимость услуг БТИ может различаться в зависимости от региона. Так в Москве или в Питере сделать техпаспорт на гараж стоит около 10-15 тысяч рублей, тогда как в отдаленных провинциях цена может быть в несколько раз ниже.
- Государственная пошлина – это 2000 рублей, ее оплачивают во время постановки недвижимости на кадастровый учет, то есть непосредственно при приобретении человеком права собственности. А поскольку актов приватизации в данном случае 2 (сначала гараж, а потом земля), пошлина оплачивается также 2 раза.
Обращение в суд для признания гаража собственным
Несмотря на то, что Дачная амнистия фактически связала муниципалитеты по рукам и ногам, заставив их идти гражданам навстречу, иногда власти активно упираются и используют любые возможности оставить землю при себе.
Законных оснований для этого всего несколько:
- Территория должна находиться в перечне природоохранных зон.
- Участок должен быть зарезервирован для государственных нужд.
- Земля под гаражом должна быть признана общественной.
Если имеют место вышеперечисленные случаи, судиться бесполезно, однако бывает, что власти очень не хотят расставаться со своими территориями и прибегают к незаконным методам.
Так, иногда работники администрации могут сфальсифицировать факты, отнеся гараж к неприкасаемым объектам или просто дать немотивированный отказ, что особо часто встречается в глухих провинциях, где не принято судиться и общий уровень юридической грамотности населения стремится к нулю.
Что подготовить?
Если дело идет к судебному процессу, бояться его не следует, поскольку для граждан это дело заведомо выигрышное. Приватизационное судопроизводство настолько простое, что можно даже не привлекать юриста, хотя несомненно, он сделает все качественней и быстрее.
Документы для обращения в суд
Чтобы выиграть судебный процесс, потребуется собрать как можно больше документов, подтверждающих законность притязаний. Среди них обязательно должен быть акт о передаче земли в пользование или договор социального найма, которые в данном случае являются основными правоустанавливающим документами.
Далее по списку:
- Если отказ органов местного самоуправления был немотивированным, для суда потребуется только письмо с их подписью и печатью.
- В случае, когда администрация ссылается на официальные причины для отказа, потребуется документ, опровергающий это заявление, например, если они утверждают, что земля под гаражом является зарезервированной, необходимо подать заявление в соответствующий департамент с просьбой подтвердить такую информацию.
- Технический паспорт с кадастровым планом.
В редких случаях суд может потребовать показаний свидетелей для подтверждения того, что истец действительно является пользователем гаража. Ими не могут быть родственники и другие заинтересованные лица, поэтому как правило это соседи.
Исковое заявление
Подавать заявление в суд нужно по стандартной форме с приложением ссылки на доказательства. К иску должен быть прикреплен либо лист с мотивированным отказом, либо, если в администрации предпочли просто не ответить, протокол нарушения установленной формы диалога должностных и гражданских лиц(за это, кстати, серьезно наказывают).
Правильно заполненное заявление должно содержать в себе:
- Данные об истце;
- Информацию о предмете спора (гараже);
- Сведения об отделении органа местного самоуправления, относительно которого подается иск.
Нужно быть готовыми к тому, что местные суды скорее всего будут солидарны с муниципалитетом, и нет причин объяснять, почему, поэтому после получения отказа в иске, следует незамедлительно обращаться в суд высшей инстанции.
Практика показывает, что они практически всегда встают на сторону граждан, поскольку приватизация собственности сегодня для государства в приоритете.
Образец искового заявления можно скачать тут.
На з/участке, который является моей собственностью, мной построен был гараж. Разрешение для его строительства я не брал. Так, строил, думал, что моя земля, что хочу, то и строю. А вот прочитав статью, задумался. Что ж получается, если я надумаю продавать дом, то столкнусь с проблемой незаконного строительства гаража? Мне что, придётся через суд его узаконить, а только потом думать о продаже?
Порядок совершения строительства гаража несколько отличается от строительства ж/дома. Так, чтобы построить гараж – не нужно брать разрешение для его строительства при условии, если гараж построен на з/участке, принадлежащем вам как собственнику. Чтобы зарегистрировать право на свой гараж, нужно декларативно об этом заявить в регистрирующий орган.