В купле-продаже земли, как в любом другом деле, необходимо вооружиться знаниями о юридических аспектах подобных сделок, чтобы быть уверенным в благоприятном исходе задуманного. С этим мы и поможем в данной статье.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!
Порядок оформления купли-продажи земельного участка происходит в несколько этапов:
- Составление и заключение договора. Данный этап включает в себя множество других действий.
- Сбор всех документов.
- Регистрация в ЕГРС.
Рассмотрим все этапы более подробно.
Составление и заключение договора
Оформить договор купли-продажи земельного участка можно, только если есть в наличие все документы, удостоверяющие право на владение нынешнего собственника.
Заключить договор купли-продажи – это значит пройти следующие этапы:
- Выполнить правовую и техническую экспертизу.
- Подготовить все необходимые документы.
- Приготовить и подписать предварительный договор.
- Заплатить государственную пошлину.
- Организовать непосредственную передачу денег.
- Зарегистрировать договор купли-продажи в соответствующих органах.
Перед тем, как продавать землю, владелец должен привести все документы, касающиеся земельного участка, в порядок. Если есть споры по праву владения землёй – необходимо разобраться с ними.
То есть на первом этапе владелец проверяет свои документы, оценивает, стадию готовности и какое количество времени понадобится, чтобы привести их в порядок, сколько финансовых затрат потребуется на эти действия.
Все собранные документы подвергаются тщательной правовой проверки. Оцениваться будет всё: соответствие площади, нахождение на местности, правильно ли было оформлено право собственности. Кроме этих документов, вам необходимо будет подготовить справки, выписки, свидетельствующие, что вы имеете право пользоваться коммуникациями, участвовали в их прокладке и т. д.
Проводит экспертизу регистратор. Если он находит какие-либо несоответствия, то указывает на них владельцу и объясняет, куда необходимо обратиться для их устранения. Если в документах всё в порядке, то экспертиза даёт разрешение на оформление договора.
Заключение предварительного договора
В нем отражаются условия будущей сделки, сроки и порядок расчета, а также ответственность сторон в случае ее расторжения. То есть в предварительном договоре прописывается, что одна сторона передаёт земельный участок другой стороне и получает за это согласованную сумму денег.
Заключенный предварительный договор подтолкнет обе стороны к активной подготовке и проверки необходимой документации, позволит выявить недочеты и устранить их до подписания основного договора купли–продажи.
Составление основного договора купли-продажи
В договоре купли-продажи обязательно необходимо указать такие пункты:
- Паспортные данные владельца участка.
- Точное местонахождение участка земли. Как показывает практика к договору необходимо приложить кадастровую выписку.
- Паспортные данные покупателя.
- Точную цену, заранее согласованную, двумя сторона.
- Другие права и обязанности сторон, которые не противоречат действующему законодательству.
Договор необходимо заверить у нотариуса, предоставив ему уже приготовленный пакет документов. А затем необходимо зарегистрировать документ в органах земельного контроля.
Кроме описания точного местонахождения участка и подтверждающую этот факт кадастровую выписку, в договоре также необходимо указать следующие моменты:
- Обременение участка земли. То есть, выступает ли он как залог или сдаётся в аренду. Если обременений нет – это тоже необходимо указать.
- Чётко определить момент передачи земли от продавца покупателю.
Подготовка необходимого пакета документов
Перед совершением сделки землевладельцу следует подготовить такие документы:
- Кадастровый паспорт на участок. Подготовить необходимо три экземпляра. Получить этот документ можно в Росреестре или других уполномоченных органах.
- Акт о стоимости участка. Его тоже можно получить в Росреестре.
- Согласие мужа (жены). Необходимо оно, если земля была приобретена во время брака.
- Свидетельство, подтверждающее собственность на участок. Выдают его местные органы власти.
- Справка, которая подтвердит уплату налога на землю. Получить её можно в налоговой инспекции.
- Квитанция оплаты регистрационного сбора. Выдаёт её банк.
- Справка на строения из БТИ, подтверждающая их принадлежность продаваемому участку.
- Документ из БТИ с оценочной стоимостью этих строений.
- Если участок продаётся на конкурсе, то владелец должен сформулировать условия конкурса, учитывая при этом законодательство.
- Если за участком числится какая-либо задолженность, то нужно предоставить требования залогодержателя. Получают этот документ в регистрационном реестре или у нотариуса.
- Когда участок продаётся через других лиц – нужно оформить доверенность.
Регистрация
После всего необходимо зарегистрировать сделку в Едином государственном реестре.
Для регистрации необходимо подать следующие документы:
- заявление;
- копия и оригинал договора;
- квитанция оплаты регистрационного сбора;
- документ, подтверждающий выполнение обязательств, если такие были прописаны в договоре;
- кадастровый план;
- заявление, разрешающее сбор и изготовление документов;
- паспорт.
После подачи заявления с документами в указанный день вам выдадут свидетельство о правах собственности.
Юридические тонкости сделки
Покупатель может потребовать снизить цену или, вообще отменить договор, если выяснится, что его обманули:
- Если на участке было обременение, а покупатель про это не знал.
- Если использование соседних земель влияет на продающийся участок.
- Скрыли сведения о качестве земли, влияющем на её последующее использование.
- Предоставили ложную информацию о разрешении на застройку приобретенного объекта.
- Другие моменты, регулируемые законами.
Регистрация состоится, только когда будет оплачен соответствующий сбор.
Без регистрации договор купли-продажи будет считаться недействительным.
У нотариуса договор заверять совсем не обязательно. Все документы в Росреестр подаются с копиями, включая квитанцию. Оригинал договора делаетсся в трёх экземплярах (оригиналах): по одной для сторон сделки и один в дело Росреестра.
Что за заявление, разрешающее сбор и изготовление документов упоминается в статье – не могу понять.
У нас возникла необходимость продать лишь часть земельного участка. Возможно это и каким образом? Подскажите, пожалуйста, порядок действий.
Если нужно продать часть земельного участка, придется провести дополнительное межевание этого участка. Для этого должно быть однозначное описание каждого земельного участка в отдельности. Далее каждая часть ставится на отдельный кадастровый учет. Каждому участку присваивается свой кадастровый номер. После этого участок уже не является единым целым. Далее нужно зарегистрировать каждый новый участок в государственном учреждении. Теперь можно приступать к его продаже.
Следует отметить некоторую правовую неточность. Купля-продажа з/участка осуществляется посредством заключения сторонами сделки, оформленной в простой письменной форме (Гр. Кодекс, ст.550). Это значит, что нет необходимости обращения к нотариусу. Подписанный договор таким образом, считается заключённым. Сторонам остаётся лишь осуществить регистрацию перехода права от продавца к покупателю.