Как оформить дом по дачной амнистии? Правила и нюансы

28 февраля 2015 г. в силу вступил закон, по которому сроки оформления прав по упрощенной системе продлеваются до 1 марта 2020 г. Это означает, что у граждан России есть еще пару лет, чтобы произвести оформление дома по дачной амнистии, не требующей наличия разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. До подписания этого закона считалось, что сроки «дачной амнистии» истекут 1 марта 2015 г.

Участники и объекты «дачной амнистии»

Дачный домикГосударству важно получать налоги от правообладателей недвижимого имущества, поэтому оно заинтересовано в том, чтобы люди оформляли право собственности. В связи с этим правительство и разработало упрощенную процедуру регистрации.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

В стране, где на протяжении десятков лет права на землю не существовало как такового, это действительно важно: гражданам выделялась земля, на которой они возводили дома, гаражи, разводили сады. Все неоформленные объекты составляют огромную базу для налогообложения.

Поэтому люди, получившие в личное пользование землю до 30 октября 2001 г. (то есть до начала действия Земельного Кодекса РФ), – потенциальные участники амнистии.

Они имеют право на приватизацию объектов «дачной амнистии», то есть земли и объектов, которые были построены на этой земле. При этом основополагающим документом для оформления по амнистии является справка или иная бумага на землю, которая подтверждает право пользования ею.

Пакет документов, необходимых при регистрации

Документы, подтверждающие право на землю

Если земля еще не оформлена должным образом, то на нее должен быть иной документ, подтверждающий предоставление ее в пользование гражданину.

Это может быть любой акт или справка, выданная уполномоченным органом власти, даже если этому документу десятки лет (например, распоряжение или постановление о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, выданное в 60-х годах, и сегодня имеет законную силу).

Кадастровый паспорт на дом

Кадастровый паспортКадастровый паспорт – обязательный документ для госрегистрации права. Это подтверждение того факта, что дом состоит на кадучете и ему присвоен кадастровый номер.

Чтобы узнать, стоит ли дом на учете, нужно зайти на сайт Росреестра в раздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн». На этой странице нужно указать адрес дома и кликнуть по кнопке «сформировать запрос» внизу страницы.

Если после этого на странице появится сообщение «Не найдены данные, удовлетворяющие Вашему запросу», значит, дом не состоит на кадастровом учете. Если появится табличка с буквами «ГКН» и адресом, напротив которого будет указан номер, состоящий из цифр с двоеточиями (например, такой: 55:36:140222:5651), значит, дому присвоен номер, и он учтен в кадастре.

Ситуация, когда дом не стоит на учете в ГКН

Нужно обратиться в БТИ или в коммерческую кадастровую организацию (частное БТИ). Заключается договор, по которому инженер выезжает на местность, замеряет дом, устанавливает координаты угловых точек.

На основании этой информации кадастровый инженер из БТИ формирует технический план. Техплан передается в Кадастровую палату, где в течение десяти дней ставится на учет. Итог – экземпляр кадастрового паспорта у вас на руках.

Ситуация, когда дом есть в ГКН, но кадастрового паспорта на руках нет

При себе нужно иметь паспорт и сумму для оплаты госпошлины в размере 200 рублей. Кадастровый паспорт предоставляется в течение 10 дней.

Более быстрый способ заказа кадастрового паспорта – через интернет. Оформить заявку можно на сайте gosuslugi.ru или на сайте Росреестра в разделе «Подать запрос на получение сведений из ГКН». Заказ через интернет удобнее тем, что не нужно лично никуда обращаться. Документ придет по указанному почтовому адресу. Оплата госпошлины возможна при помощи банковской карты.

Также, для регистрации вам потребуется паспорт, СНИЛС и квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права собственности (на начало 2015 года сумма госпошлины равна 2000 рублей) и ее копия.

Обладая вышеперечисленным пакетом документов, можно отправляться регистрировать право на дом. Сделать это можно в отделениях Росреестра или в многофункциональных центрах предоставления госуслуг. Чтобы попасть на прием в эти органы, нужно предварительно записаться или взять талон (на сайтах данных организаций, либо в электронных терминалах этих учреждений).

Сложности при оформлении

Ручка и блокнотПри оформлении дома могут возникнуть сложности. Такое может произойти, например, если человек, которому предоставлялась земля, умер, не оформив документов на землю и дом. В этом случае при вступлении в наследство может потребоваться обращение в суд для признания прав.

Также, сложности могут возникнуть из-за кадастровых ошибок. Пример из жизни: люди решили оформить дом, для этого они обратились в БТИ. До этого у них уже было проведено межевание, участок был оформлен в собственность и определен в границах.

Но когда на местность приехали специалисты для замера дома и определения его координат, выяснилось, что по координатам дом частично выходит за границы земельного участка на соседний участок. Это произошло из-за ошибки кадастровых специалистов, осуществлявших оформление земли.

Оформить такой дом нельзя, так как земля фактически не принадлежит владельцам. Результатом такой ситуации стали длительные судебные разбирательства, была установлена кадастровая ошибка, земельный участок снят с учета, заново были замерены его координаты, поставлены на учет, и только после всех этих процедур владельцы смогли оформить документы на дом.

Декларация «дачной амнистии»

При обращении в отделение Росреестра для оформления права необходимо заполнить декларацию. Бланк выдается там же, а на информационных стендах имеется образец заполнения. Это достаточно простой документ, в котором от руки указывается базовая информация об объекте (доме) и о заявителе.

Документ нужно заполнять внимательно, чтобы в нем не было исправлений и неточностей. В случае неточной или неоднозначной трактовки написанного специалисты имеют право отказать в регистрации. Это грозит тем, что может потребоваться повторная оплата государственной пошлины.

Образец декларации дачной амнистии

Скачать образец декларации для оформления дома по дачной амнистии в формате .XLS.

Популярные вопросы и их решение

Отсутствуют документы на землю, что делать?

Справки, выданные несколько десятков лет назад, могут быть утеряны, испорчены и т.д. Но это не значит, что шансов оформить документы на дом нет.

Нужно обратиться в архив населенного пункта или в архив БТИ. Обычно там имеются копии подобного рода справок. Архивная копия, заверенная синей печатью, является полноценным юридическим документом, дающим право воспользоваться «дачной амнистией».

Стоит ли торопиться с регистрацией права на дом?

С учетом продления дачной амнистии до 2020 года сделать это нужно не позже этой даты. В противном случае потребуется обращаться в ряд дополнительных инстанций, получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Получить эти разрешительные документы удастся не всем.

Могут возникнуть спорные ситуации, при которых выяснится, что дом находится не в той зоне, пересекает границу земель общего пользования и прочее. Выбирая между тем, оформить дом сейчас, и тем, чтобы отсрочить налоговые выплаты, но не иметь законных возможностей оформить недвижимость в будущем, лучше все же выбрать первый вариант.

Ведь дом, который не оформлен, нельзя продать, передать в наследство и совершить с ним иные сделки.

Краткие тезисы:

  1. «Дачная амнистия» дает право на оформление дома при наличии документа на землю.
  2. Если на дом нет никаких документов, сначала нужно обратиться в БТИ для подготовки технического плана. На основании этого документа Кадастровая палата выдаст кадастровый паспорт на дом.
  3. При обращении в территориальный орган Росреестра нужно заполнить декларацию об объекте, на который оформляется право.
  4. Если документы на землю утеряны, нужно обратиться в архив для получения копии.

Похожие статьи

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

4,40, (оценок: 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 11
  1. Анна

    По дачной амнистии можно оформить и неоконченное строительство. При этом будет необходимо иметь на руках разрешение на строительство. Даже если вам будут отказывать при подаче документов о отделении Росреестра – настаивайте. Кстати, отказать они тоже не имеют права. Могут лишь попросить сделать на заявлении отметку о том, что с возможным отказом в регистрации ознакомлен. Это они так страхуются.

  2. Александр Дмитриевич

    Следует добавить, что в соответствии с действующим законодательством регистрация права собственности на з/участок будет осуществлена независимо от вида права на з/участок. Т.е., например, ранее з/участок был предоставлен в пожизненное наследуемое пользование или владение – регистрация будет осуществлена как право собственности, что расширяет возможности гражданина до распоряжения этим з/участком.

  3. Александр К.

    Поскольку речь идёт об упрощённой системе оформления права собственности на строение, возведённое в режиме «самостроя», смею добавить, что упрощённая регистрация на такое строение действует до марта 2018 года (Закон №122). Данная норма введена в Закон №122 Законом №20.

  4. Евгения

    Обратите, пожалуйста, внимание! Закон №93 выстроен таким образом, что при оформлении в собственность строения, которое без такого оформления считается банальными стройматериалами, сложенными в дом, не нужно проходить всю цепочку действий, предусмотренную для регистрации в ином случае. Это значит, что для регистрации не требуется предоставлять в регистрирующий орган документ, разрешающий ввод жилого строения в эксплуатацию. Единственным документом, дающим право на регистрацию в режиме, так называемой «амнистии», является право/устанавливающий документ на з/участок.

  5. Александр Дмитриевич

    Следует добавить, что есть некоторая разница между порядком «амнистирования» объектов индивидуального ж/строительства и объектами, построенными на з/участках для ведения садоводческого и дачного хозяйства. Для последних, в РОСЕЕСТР направляется декларация, которая содержит сведения, описывающие объект. Такая декларация составляется самостоятельно (Закон №122).

  6. Марина

    Я хочу сказать, что есть несколько вариантов предоставления в РОСРЕЕСТР документов. Все привыкли, что надо их нести непосредственно. Вместе с тем, законодательство предоставляет различные пути: можно принести лично, можно подать через МФЦ (многофункциональный центр), можно направить в электронном виде или по почте.

  7. Андрей

    У нас вот такой вопрос по существу. Наша семья живет в 1/2 части дома в черте города на землях ИЖС, Свою часть дома м перестроили. Надстроили второй этаж и увеличили площадь первого. Фундамент, который у нас с соседями общий, мы не трогали. Является ли такая перестройка реконструкцией и можно ли ее оформить по дачной амнистии?

  8. Наталья Дмитриевна

    Андрей, несомненно, произведенное вами строительство, является реконструкций дома. Если участок под домом находится в вашей частной собственности или поступил к вам в бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение до 30 октября 2001 г, то в этом случае оформить дом по дачной амнистии представляется вполне возможным.

  9. Дмитрий

    Здравствуйте! так вышло что край дома выпирает за разрешенное место строительства на 40 см. Т.е. вместо 5 метров от дороги(дорога деревенская) отсту 4,6 метра. Дом расположен на участке, но нарушен отступ от края участка(красной линии.)
    Будут ли проблемы с регистрацией дома?
    Участок ИЖС.

  10. Наталья

    Требуется ли для оформления дома, бани, построенных на садовом участке, вызывать БТИ? Или достаточно только оформление декларации?

  11. Лилич

    Здравствуйте! Я житель Крыма. Хочу получить право собственности на дом,расположенный на садовом товариществе. С февраля этого года заработала дачная амнистия на территории Республики. У меня такой вопрос – обязательно ли получать декларацию и тех план ,если есть тех паспорт на дом полученный до референдума,а точнее в феврале 2014 г? Из документов на землю есть гос украинского образца, купля-продажа, кадастровый паспорт и план межевания. Необхлдимы ли мне еще какие либо документы, если то какие? С чего начать? Куда обращаться? И приблизительные расходы? Спасибо заранее за содержательный ответ, от всех жителей Крыма! Уверена,что подобный вопрос актуален среди 90 % жителей нашей Республики.

Добавить комментарий